Главная
История       и        Планы
Фотоальбом
Библиотека
Ссылки
Гостевая              книга
Библиотека /
ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ (с грошиками)                Часть 2-я
ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ
Святой Крест


               МОСКОВСКИЙ  ПАТРИАРХАТ

ПАЛОМНИЧЕСКАЯ  СЛУЖБА  ДЛЯ  ИНВАЛИДОВ




СПб ОБО "Общество
Святителя Иоасафа"
 

orthodoxy-inv@narod.ru    




   ЧУДОТВОРНАЯ  ИКОНА       БОЖИЕЙ  МАТЕРИ    ВСЕХ  СКОРБЯЩИХ  РАДОСТИ

(с монетами)

находящаяся в часовне Скорбящей Божией Матери, в г.
С.-Петербурге, на Стеклянном, за Александро-Невской лаврой,
по Шлиссельбургскому проспекту,

И
ОПИСАНИЕ ЧУДЕС ОТ НЕЕ


с приложением точных снимков с иконы, храма и часовни, а также тропарей и молитв

Протоиерей С. С. НАРКЕВИЧ

С.-ПЕТЕРБУРГ, 1993 г.



Печатается по изданию протоиерея С. С. Наркевича,
разрешенному к печати протоиереем Философом Орнатским
3 ноября 1905 г.










ЧАСТЬ  ВТОРАЯ:





IV
ЧУДЕСНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ
ПРЕД ЧУДОТВОРНОЮ ИКОНОЮ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ
ПРИПАДОЧНОГО ОТРОКА НИКОЛАЯ ГРАЧЕВА

Добро еже благословити Бога и возносити имя Его, словеса дел Божих благочестно сказующе... Тайну цареву добро хранити, дела же Божия открывати славно (Товита XII, 6 и 7).







  г. С.-Петербурге, у церкви Введения во храм Пр. Богородицы, на Петербургской стороне, проживало благочестивое купеческое семейство Грачевых. Отец Константин Петрович Грачев, биржевой маклер, был русский по происхождению и православного вероисповедания, а мать Александра Петровна, урожденная Граф, была немка лютеранского вероисповедания. В 1876 году она приняла православие по глубокому убеждению в его истинности. Спустя два месяца, по присоединении к православию, а именно 3 декабря 1876 года, у нее родился сын, которому дали имя Николая в честь Святителя Христова, празднуемого церковью 6 декабря. Радость родителей о рождении сына была омрачена необыкновенной слабостью младенца. Некоторые приписывали это волнению матери при присоединении к православию, другие же болезненность ребенка считали наказанием от Бога за измену ее вере предков. Много скорби и печали перенесла мать, страдавшая за своего сына, который, несмотря на старания лучших врачей столицы, рос слабым и больным ребенком: до 5 лет не ходил, перенес много детских болезней и все в очень тяжелой форме. Глубоко верующая мать не падала однако духом она утешала себя надеждой на помощь Божию, уповая, что и к ее бедному страдальцу относятся слова Спасителя: ни сей согреши, ни родители его, но да явятся дела Божии на нем (Iоан IX, 2, 3).
В 1886 году почти одновременно скончались родители Николая, отец  —  18 октября, от водянки, а мать  —  13 ноября, от чахотки. Девятилетний мальчик остался на попечении единственной сестры, девятнадцатилетней благочестивой девицы Екатерины. Слабый организм ребенка не вынес горя раннего сиротства: в день похорон матери с ним был первый тяжелый припадок эпилепсии. Припадки стали повторяться, болезнь с годами все более и более ухудшалась: к эпилепсии присоединилась Виттова пляска. Во время припадков он постоянно подергивался и надувался, истерически рыдал, его ломало, изгибало, подбрасывало иногда на пол-аршина, сбрасывало со стула, с кровати. Тело его принимало такое неестественное положение, что можно было усомниться, есть ли у него кости. Благочестивая любящая сестра его употребила все возможные средства к его излечению, и все они были напрасны. Вот что писала она приснопамятному архимандриту Игнатию о лечении больного брата: "Ранее других докторов, лечил брата доктор Никифоров, директор Дома призрения душевнобольных Императора Александра III. Он нашел у брата неправильное развитие мозга, прописал ему ванны и ледяные компрессы на темя; но не видя улучшения, я обратилась к доктору Маляревскому. В то время, в начале 1887 года, у брата появилось подергивание, надувание щек и припадки, хотя очень редко и без потери сознания. Он назвал его болезнь гистероэпилепсией и обратил внимание на неправильность черепа; он заставлял Колю удерживаться, но от болезни не удержишься. Пролечив более года, я отдала брата к нему в лечебницу, где он и был с 3 мая по 28 июня. По некоторым соображениям, я взяла его обратно; болезнь его ухудшалась; его сбрасывало со стула, с постели, подбрасывало на пол-аршина, изгибало, тело его принимало столь неестественные положения, что я сомневалась, существуют ли у него кости. Осенью 1888 года я обратилась к Бадмаеву, он считал его болезнь нервною слабостью и обещался вылечить: действительно после семи месяцев наcтупило улучшение, но это было лишь временно. Осенью 1889 года я обратилась к профессору Чечотту; он нашел неправильность черепа, обещал не излечение, но лишь облегчение болезни. Не видя улучшения, я обратилась к гомеопатии. Доктор Адамсон, испробовав несколько лекарств, тоже обратил внимание на неправильность черепа и решил, что его болезнь неизлечима: "Кость, череп никто излечить не может". Состояние его ухудшилось: было постоянное головокружение, ломанье, дерганье и изредка припадки.
В посту поехала я с ним к профессору Быстрову, он потребовал отдать брата в клинику, на что я не согласилась, а иначе он не взялся его лечить. По собственному желанию, я поехала с ним в Ревель, предполагая не принесет ли ему пользы морское купанье; там его осматривали доктора Ганзен и Ландейзен, последний прописал ему через день теплые ванны в 27 ° .  Несмотря на постоянное лечение и самый тщательный уход, припадки падучей учащались с каждым днем, со Святой они повторялись ежедневно.
В июле месяце, во время припадка, он разбил себе голову; с того времени он стал во время припадков сильно кричать, заговариваться и обладал такой силой, что я поспешила вернуться в Петербург, желая поместить его в какую-нибудь лечебницу, но все мои хлопоты были напрасны, никуда его не принимали: в больницу душевнобольных его не брали по малолетству, а детской подходящей больницы нет. Тогда я обратилась к профессору Мержеевскому. Он отнесся особенно внимательно к болезни брата, вошел в мое положение, но многого обещать не мог. Несмотря на его столь известную опытность в нервных болезнях, все его старания были напрасны, облегчить страдания брата наука не могла. Профессор Мержеевский тоже обратил внимание на неправильность черепа, констатировал припадки эпилепсии и психические припадки двойственного сознания.
13 ноября 1890 года у брата отнялись ноги, а 25  —  руки, он был не в состоянии принимать лекарства, которые я и оставила. Советовали положить в клинику, но мне слишком тяжело было расстаться с ним, тем более что я уже убедилась в бессилии науки в борьбе с ужасной болезнью. Страдания брата усиливались с каждым днем: припадки повторялись по 6 - 8 раз в сутки. К концу 14 года своей страдальческой жизни он совсем ослабел: не мог более принимать пищи, припадки стали выражаться лишь слабыми подергиваниями  —  казалось, все было кончено.
У окружающих, близко знавших мальчика и видевших его ужасные страдания,  —  ведь вся его жизнь была  —  одно страдание  —  невольно возникал вопрос: "к чему такие мучения, кто согрешил, он или родители его?"  Я сама, четыре года молившая Бога об его исцелении, увидя его, лежащего без рук, без ног, стала желать ему смерти, как единственного средства избавления от страданий.  27 ноября я пригласила своего духовного отца, протоиерея Введенской церкви Николая Перетерского, для причащения моего брата, желая подготовить его в жизнь вечную.  Но Господь судил иначе".10
В это время, полного сознания немощи человеческой и безнадежного положения болящего, Господу, дивному во всех делах Его, угодно было подать страдальцу Свою Божественную помощь. По напутствовании Св. Тайнами с часу на час ожидали отшествия несчастного туда, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыхании. Но сам страдалец не терял упования на помощь свыше и на продление своей жизни; усердно молился он Пресвятой Богородице Всех Скорбящих Радости и Святителю Николаю Чудотворцу пред их святыми иконами, из коих первая особенно чтилась, как родовая святыня.11  Теплое моление вознес он Всевышнему Богу и Пречистой Богоматери при наступлении дня своего рождения и 15 года жизни.
Настало 3 декабря 1890 года. В ночь бедный исстрадавшийся мальчик чувствовал себя так худо, как никогда. С ним в час ночи случился припадок, окончившийся лишь в 7 часу утра.
Совершенно обессиленный лежал он на своей постели. Глаза закрыты  —  и вдруг какой-то яркий луч света озаряет их. Невольный ужас охватывает мальчика. "Пожар  —  как быть  —  как спастись"  —  мелькнуло у него в голове. Одно мгновение и сквозь этот свет он слышит свое имя "Николай" и видит он Царицу Небесную, Святителя Николая, Святителя в белом с крестом клобуке, двух ангелов  —  и за ними сонм святых. "Николай,  —  продолжала Царица Небесная,  —  поезжай в часовню, где упали монеты, 6 декабря ты исцелишься, но ранее никому не говори".
Видение скрылось. Тихая радость воцарилась в душе мальчика, глаза заблестели надеждой.  —  Ведь скоро и 6 декабря,  —  и Николай просит свою сестру свезти в часовню, где святая икона с грошиками. На сестру эта просьба производит тяжелое впечатление. Ей кажется, что эти просьбы, это радостное состояние есть только последний, предсмертный подъем сил, мечта умирающего  —  и она не знает, что и как ей сделать. А мальчик не перестает просить, к его просьбам присоединяется просьба прислуги и ее справедливые доводы: "Он умрет, а вы будете скорбеть, что не исполнили его последнего желания". Сестра дает свое согласие.
Настало 6 декабря  —  день ангела больного. Больших трудов стоило одеть больного, снести его, разбитого параличом, и довезти до часовни с чудотворной иконой Всех Скорбящих Радости. Путь далекий (верст 9 - 10); по дороге с больным случился два раза припадок. В часовне, куда его внесли на руках и положили пред Св. иконой, припадок опять возобновился. Во время чтения Евангелия конвульсии стали ослабевать, больной пришел в сознание, но был так слаб, что казался умирающим; сама сестра, по ее словам, в эти минуты молилась не об исцелении или уменьшении страданий брата, а только о продлении его жизни еще на один час, чтобы живого довезти обратно до дома. Запели кондак "Не имамы иныя помощи". Чужие люди подняли больного, недвижимого отрока и приложили его к чудотворному образу Богоматери; лишь только болящий отрок приложился к Св. иконе, как почувствовал себя здоровым, крепким; перекрестился недвижимой дотоле рукой, подошел к священнику, вновь перекрестился, приложился к Св. Кресту и отошел, чтобы не задерживать молящихся.  Сестра хотела поддержать его,  но  он  отстранил  ее,  сказав:  "Не  надо,  Катя,  не  держи  меня,  благодари  Бога,  я  исцелен".12
Благоговейный трепет пред могуществом Божиим и горячая благодарность к Царице Небесной преисполнили сердца очевидцев чуда, которые, видя тяжкие страдания отрока, со слезами молились об облегчении его мучений. Посыпались отовсюду вопросы к исцеленному и его сестре: кто они, давно ли началась болезнь, где живут и т. п. Исцеленный и его сестра так были подавлены полнотою радости, счастья и благодарности к Господу и Пречистой Деве, что не в силах были тогда что-нибудь сообщать о себе. Слезы радости и благодарности, от коих не могли удержаться исцеленный и его сестра, были ответом тогда на все расспросы о них. Больной отрок еще раз подошел и приложился к чудотворному образу и без посторонней помощи вышел из часовни и уехал с сестрой домой.
По дороге домой исцеленный рассказал сестре о бывшем ему 3 декабря явлении Царицы Небесной и Ее повелении. Тогда только поняла сестра ту настойчивость, с какой просил ее брат свезти его в часовню, и прославила в сердце своем Бога и Его Пречистую Богоматерь.
Весть об исцелении отрока Николая Грачева очень быстро облетела столицу. Все знакомые и незнакомые устремились к квартире Грачевых (по Б. Белозерской ул. в дом № 1), желая своими глазами увидеть исцеленного и расспросить о его болезни и обстоятельствах чудесного исцеления. Все от души радовались, видя отрока, приговоренного всеми врачами к смерти, здоровым и веселым, убеждаясь, что на нем явились дела Божии. Появились об исцелении статьи в газетах. Тогда сестра исцеленного, по своему смирению не хотевшая сначала доводить о случившемся с братом до всеобщего сведения, решилась во славу Божию и Пречистой Богоматери печатно сообщить все вышеизложенное, как о болезни брата, так и о чудесном исцелении его. В Церковных Ведомостях, органе Святейшего Синода, появилась вскоре статья Н. Троицкого "Чудо милости Божией", в которой собраны все документы, удостоверяющие несомненную истинность чудесного исцеления. Вот что писал об этом на свидетельстве сестры исцеленного, духовный отец их, протоиерей Николай Перетерский: "Что все изложенное и собственноручно написанное девицею Екатериною Грачевою о крайне болезненном и, по мнению многих врачей, совершенно неизлечимом состоянии отрока Николая Константиновича Грачева и о чудесном, всестороннем, мгновенном и полнейшем, милостию Царицы Небесной, исцелении 6 декабря 1890 г. его от многолетних и самых тяжких недугов есть сущая во всем правда, в том как она, Грачева, готова под присягою подтвердить, так и я, как ближайший очевидец, в прославлении Владычицы, по священнической  совести,  с  живейшею  радостию,  всем  сердцем,  всею  мыслию  и  всею  крепостию  подтверждаю  и  удостоверяю  здесь  своею  подписью  с  приложением  своей  именной  печати.  Духовный  их,  Грачевых,  отец,  Введенской,  на  Петербургской  Стороне,  церкви  настоятель  протоиерей  Николай  Перетерский.  1891  года  января  16  дня."13
Мгновенное исцеление болящего отрока Николая, по милости Царицы Небесной, действительно было всецелое и всестороннее, как утверждал его дух. отец. Скептики ожидали, что болезнь скоро возобновится. Профессор Мержеевский, лечивший больного, прямо заявил было своим ученикам, студентам медикам, что исцеление больного это лишь временное улучшение в его болезни, под влиянием его сильного религиозного чувства, что это будет продолжаться лишь короткое время один - два месяца. Человек предполагает, а Бог располагает. Во славу Божию и Царицы Небесной Николай Грачев и поныне здравствует, за все время после чудесного исцеления припадок эпилепсии ни один раз с ним не повторился: он всегда весел, жизнерадостен и общителен; на всех знающих его производит самое лучшее впечатление. Отличаясь хорошей памятью и любознательностью, с усердием занимается он своим самообразованием, много читает  —  в особенности по богословию и истории.
Имея талант к живописи, он в школе общества поощрения художеств развил его настолько, что теперь очень искусно пишет св. иконы.  21 года от роду, убедившись, что ему дано от Бога быть истинным иноком, Николай Грачев принял постриг в Троице-Сергиевой пустыни, с сохранением своего прежнего имени, и вскоре был рукоположен в иеромонахи. Со времени своего посвящения до настоящего времени иеромонах Николай несет особенное послушание: монастырь откомандировал его для безвозмездного совершения богослужений в Скорбященской Церкви, устроенной в той комнате, где 3 декабря 1890 года он сподобился видеть Царицу Небесную со святыми угодниками.
Сколько утешения вере, какое обильное назидание сердцу дает это мгновенное и всецелое исцеление болящего! Нет значит такого безысходного горя, в котором не утешила бы и не ободрила верующих Царица Небесная; нет такой бездны зла, из которой не извлекла бы нас Матерь Бога Нашего. "Кто Бог велий, яко Бог наш, Ты ecu Бог, творяй чудеса",  —  воспевает православная церковь наша. Да, и в наше время, Господь, по милосердию своему, творит много чудес; только мы  —  по маловерию нашему,  —  часто не видим их, или стараемся объяснить их то научно, а то и просто приписать их так называемому случаю... Но нет, сама Владычица мира внимает молениям всех скорбящих и обремененных, в лице одного несчастного отрока она вняла молениям многих несчастных.
Необычайное дивное проявление милосердия Ее к умиравшему припадочному страдальцу продолжается и по настоящее время, по отношению к десяткам и сотням подобных ему несчастных деток. В доме № 1 по Б. Белозерской ул., где жили брат и сестра Грачевы, помещается ныне приют для припадочных и слабоумных, основанный Архимандритом Игнатием, настоятелем Троице-Сергиевой пустыни (умер 16 мая 1897 г.)
Святое дело призрения этих несчастных из несчастнейших деток видимо находится под особым покровом Богоматери. Посеянное маститым старцем семя разрастается в ветвистое древо. После смерти Архимандрита Игнатия, завещавшего купленный им дом, где жили Грачёвы, основанному им здесь приюту, образовалось при приюте Братство во имя Царицы Небесной для призрения припадочных детей, слабоумных и калек; в настоящее время Братство дает приют более чем 300 страдальцам, детям самых бедных родителей, имеет отделения в Райволо в Финляндии, Москве и Курске. Во всех приютах Братства призрение бесплатное, питомцы Братства теперь стали родными детьми всего русского народа:
Церковь приюта, устроенная в той комнате, где было явление Царицы Небесной отроку Николаю.
Церковь приюта,  устроенная в той комнате,  где было явление
Царицы Небесной
отроку Николаю.
он их поит и кормит, опуская на их содержание свои лепты во всех храмах Империи в неделю крестопоклонную. Под благодатным покровом Царицы Небесной, несчастные дети в приютах Братства находят себе материнскую ласку и самый тщательный уход и лечение, словом  —  все, что только может облегчить их тяжелое положение. Душой всего дела призрения бедных больных детей, с самого начала и до последнего времени остается сестра исцеленного отрока Николая  —  Екатерина Конст. Грачева; ухаживают же за детьми сестры, присылаемые разными женскими обителями. После надлежащего обучения уходу за больными детьми, они с христианским терпением и кротостью служат сему святому делу во славу Царицы Небесной и для вечного  своего  спасения.14  Помоги  им Мати  Божия  с христианской любовью и самоотвержением трудиться для несчастных детей идиотов (глупеньких) и эпилептиков (припадочных). Их не любят часто даже родители; в родной семье подвергают их обидам и насмешкам, только под покровом Владычицы Небесной они находят материнскую ласку и самый тщательный уход и лечение.





10)   См.   статью   "Чудо   Милости   Божией"   в   Церковных   Ведомостях   за   1891   год   в   №   4,   страницы   102   и   103.  (Назад)
11)   Икона эта с ризой,  усыпанной крупным жемчугом,  досталась Грачевым от их деда.  Он при нашествии французов в 1812 году,  спасаясь с семейством от врагов,  зарыл  эту  икону  в  землю,  а  все  остальное  очень  ценное  имущество  отправил  из  города  на  подводах.  И  что  же?  Все  решительно  богатство  его  погибло,  только  лишь  одна  икона,  зарытая  в  землю,  сохранилась  для  него,  ставшего  тогда  из  богача  совсем  бедным  человеком.  (Назад)
12)   См. книжечку "Зачем он страдал?"  История возникновения Братства и приюта во имя Царицы Небесной,  основанного архимандритом Игнатием,  стр. 6-8 изд.  Братства 1901 г.;  Церковные Ведомости за 1891 г. № 4, стр. 104 в ст.: Чудо милости Божией;  и за 1898 г., № 32, стр. 1182-1185 в статье: Церковь Б. М. Всех Скорбящих Радости,  что на Стеклянном в г. Санкт-Петербурге.  (Назад)
13)   Церк. Ведомости за 1891 г., № 4, стр. 102. Чудо милости Божией и № 8, стр. 239. Часовня с чудотворной иконой Б. М. Всех Скорб. Радости.  (Назад)
14)   Более подробное изложение деятельности Братства можно найти в книжечке "Чудны дела твои Господи!" Краткое описание того, что сделано под покровом Царицы  Небесной  для  детей  слабоумных  и  припадочных  в  10 лет.  Санкт-Петербург 1905  год,  а  также  в  книжечке  "Чудо  Божие  для  слабоумных  и  припадочных  детей".  Санкт-Петербург,  1903  г.  (Назад)









Каталог Православное Христианство.Ру
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU
Pagez.ru - страницы А.Лебедева
Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz