|
|
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ
(с монетами)
находящаяся в часовне Скорбящей Божией Матери, в г.
С.-Петербурге, на Стеклянном, за Александро-Невской лаврой, по Шлиссельбургскому проспекту,
И
ОПИСАНИЕ ЧУДЕС ОТ НЕЕ
с приложением точных снимков с иконы, храма и часовни, а также тропарей и молитв
Протоиерей С. С. НАРКЕВИЧ
С.-ПЕТЕРБУРГ, 1993 г.
Печатается по изданию протоиерея С. С. Наркевича,
разрешенному к печати протоиереем Философом Орнатским
3 ноября 1905 г.
|
|
|
ЧАСТЬ ПЯТАЯ:
IX СКОРБЯЩЕНСКАЯ НА СТЕКЛЯННОМ ЦЕРКОВЬ В г. С.-ПЕТЕРБУРГЕ 18
Господи, Господь наш! Как чудно имя Твое! Как неиспытаны суды Твои и неисследованы пути Твои! (Пс. VIII). |
ень прославления святой иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости (23 июля 1888 года) был днем проявления особенного промышления Божия о духовных нуждах жителей ближайшей к Скорбященской часовне местности - селения бывшего в то время здесь Императорского Стеклянного завода. Царица Небесная в этот день распростерла над ними Свой вышний покров. До 1882 года селение это составляло часть прихода Скорбященской Надворотней церкви, помещающейся над воротами Александро-Невской лавры. Уже и тогда для населения Стеклянки не без затруднений было посещение своего приходского храма и удовлетворение в нем своих религиозных потребностей: их селение отделяло от храма большое пространство, занятое нежилыми зданиями многочисленных хлебных амбаров Александро-Невской лавры, где проходить небезопасно было в то время не только ночью, но и вечером. Эти неудобства для Стеклянского населения еще более увеличились, когда хлеботорговцы Калашниковской пристани соорудили на самом берегу Невы новый величественный приходский храм. Замечательно, что храм этот, предназначенный к замене прежней приходской Скорбященской церкви, заложен был храмоздателями в честь Богоматери Всех Скорбящих Радости, но когда постройка, затянувшаяся на очень долгое время, была наконец окончена в 1882 году, то освятили его во имя благоверных князей Бориса и Глеба.
Посвятить им вновь построенный храм побудило то обстоятельство, что святые князья-страстотерпцы в 1240 г. явились на Неве плывущими в лодке и изъявили готовность помочь сроднику своему святому благоверному князю Александру Невскому19 в его борьбе со шведами, преграждавшими Православной России путь к воздействию на течение общеисторической жизни человечества. В новом храме даже не устроено было и придела во имя Скорбящей Божией Матери. Приход Скорбященский переименован был в Борисо-Глебский, Скорбященская Надворотная церковь перешла в ведение Лавры.
От жителей селения Импер. Стеклянного завода тогда еще дальше стал центр приходской жизни храм Божий. По его отдаленности еще затруднительнее стало для них удовлетворение их религиозных потребностей. Хотелось, конечно, им иметь у себя в селении храм Божий, но по своей бедности они не могли и мечтать о создании его на собственные средства. Помощь им явилась свыше от Господа и Пречистой Девы. В 1888 году 23 июля прославлена была у них в часовенке икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости, сделавшаяся источником многих чудес и благодатных исцелений. Вскоре поэтому явилась мысль освятить это место проявления Божьего всемогущества и милосердия построением подле часовни Скорбященской церкви. Обильно полились пожертвования на это святое дело со всей необъятной Руси святой. 20 Государь Император, вскоре же после своего личного посещения часовни в 1893 году, соблаговолил пожертвовать необходимый для построения храма прилегающий к часовне участок земли, принадлежавший, как и вся земля в селении Стеклянного завода, Кабинету Его Императорского Величества.
В пять лет сооружена была подле самой Скорбященской часовни великолепная Скорбященская на Стеклянном церковь с приделом во имя Святителя Николая и Св. пророка Ильи.
|
Скорбященская на Стеклянном церковь и часовня |
Спустя несколько месяцев по освящении сей церкви, в том же 1888 году, вновь открыт был в столице приход Скорбященской церкви; к нему отделена была окраина
Борисо-Глебского прихода за Обводным каналом селение бывшего Императорского Стеклянного завода. Радости жителей его не было границ, когда они увидели у себя новый храм, так давно ими желанный, но о построении коего десять лет назад не могли даже и мечтать. Храм этот имеет в длину 18 сажень и в ширину 11 сажень и рассчитан на 800 - 1200 человек. По своей архитектуре он напоминает шатровые храмы Московской Руси XVI - XVII веков; постройка его обошлась больше 200 тысяч деньгами, не считая вещественных пожертвований строительными материалами и утварью. По наружному виду, по внутреннему благолепию и обилию света Скорбященская на Стеклянном церковь по справедливости принадлежит к лучшим храмам г. С.-Петербурга, с особенным усердием и любовию посещаемым населением всей столицы.
Не говоря уже о праздниках, и в будничные дни он бывает переполнен молящимися. Многие издалека сюда приходят, чтобы очистить свою совесть покаянием и приобщением святых Тела и Крови Христовых за Божественной Литургией. Ежедневно десятки и сотни детей, здоровых и больных также причащаются здесь святых Тайн. Молящиеся в сем храме невольно преисполняются чувствами живейшей радости и благоговейного страха, при мысли о том, что здесь, на этом самом месте, совершилось столь дивное и для всех очевидное проявление всемогущества Божия, что здесь открылся новый неиссякаемый источник благодатных утешений и исцелений для всех, удрученных скорбями и недугами.
|
Проект часовни. |
В ближайшем будущем предполагается приступить к постройке подле храма на месте нынешней тесной убогой деревянной более просторной и благолепной каменной часовни. Намечен уже и проект сей часовни в стиле самого храма, собираются на этот предмет пожертвования от почитателей святыни как денежные, так равно и строительными материалами.
Владычице, прими молитвы раб Твоих, и избави нас от всякия нужды и печали!
X ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодати залог восхотевши дати роду нашему, цельбоносную икону явила еси нам, Богомати, от нея же токи чудес с верою приходящим источаются, недузи врачуются и скорби утоляются.
( 12 кондак Акафиста )
|
емная жизнь, по учению святых отцов, это юдоль плача, скорбей и болезней. Нет и не было на земле ни одного человека, который не испытал бы скорбей и несчастий. От них не свободны ни богатые, ни знатные. Куда ни посмотрите, везде встретите заботы, труды, лишения, болезни и горе. Возьмите самого счастливого
по-видимому человека, и он скажет вам, что не знает полного счастия. Вот что говорит о земных благах премудрый Соломон:
"Я был царь, обладал богатством, какого не имел никто; все, чего только желал я, имел; премудрости моей все удивлялись; слава моя распространилась по всей земле; но я познал и уразумел, что все земное суета суетствий".21 Святой Иоанн Златоуст говорит: "Как невозможно человеку не испытать смерти, так и прожить без скорбей". Святой Ефрем говорит:
"Как живущему на земле невозможно избегнуть этого воздуха; так человеку, живущему в этом мире, невозможно не быть искушенным скорбями и болезнями.22 Все житие наше на земле болезненно и печали исполнено от клеветы, досаждения, укорения и иных многовидных бед и напастей: немощствует бо тело, изнемогает и дух наш... Всякая житейская в мире семь сладость, печали бывает причастна: слава не стоит, богатство мимо течет, лепота и здравие увядают, друзи и искренний смертью отъемлются".23
Кто же утешит и избавит нас от всех бед и скорбей? Пресвятая Богородица Матерь всех христиан. К Ней, Всех Скорбящих Радости, какая бы скорбь ни постигла нас, мы должны обращаться с теплой, сердечной молитвой за помощью и утешением. Никто, притекающий к ней с верой и упованием, не оставался не услышанным. Ко всем и каждому спешит Она, Всемилостивейшая Матерь Бога нашего, с помощью и утешением. Она внимает усердным молениям даже и иноверцев и подает им по вере их облегчение во всех их скорбях, бедах, болезнях и лишениях. Она постоянно предстоит пред престолом Сына Своего и, как Матерь Божия и Матерь Милосердия, ходатайствует за всех христиан. Ясным и неопровержимым доказательством того, что Царица Небесная не оставляет нас Своим заступлением, служат святые иконы Богоматери, в течение веков источающие бесчисленные чудеса, в числе их и в наши дни прославленная великими знамениями и чудесами икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости.24
Припоминая себе те великие милости, коих удостоились у сего чудотворного образа облагодетельствованные Царицей Небесной, невозможно не преисполниться чувством живейшей радости о Господе и не убедиться воочию, сколь благотворно для нас призывание в молитвах Богоматери и св. угодников Божиих и почитание их святых икон. Вот что пишет об этом всем известный протоиерей Отец Иоанн Сергеев (Кронштадтский) в своем дневнике: "Если вас кто спросит, зачем вы молитесь иконам бездушным, какая вам от них польза? скажите, что от икон наших мы несравненно более получаем пользы, чем от самого доброго и благотворительного человека; скажите, что от икон приходит всегда благодатная сила и помощь душам вашим, избавляющая вас от грехов, скорбей и болезней, особенно же от икон Спаса и Богоматери; что одно сердечное с верою воззрение на них, как на живых и близ нас находящихся, спасает от лютых скорбей и мраков душевных; что если прикосновение к ризам Спасителя и платкам Апостолов делало больных здоровыми, то тем более лики Спасителя и Богоматери сильны исцелить верующих от всякой скорби".25
Итак, когда постигнет нас какая-нибудь скорбь и нужда, грехи ли будут тяготить нашу душу, тоска ли будет одолевать нас, не будем отчаиваться; но поспешим с умилением, раскаянием и слезами прибегнуть к Царице Небесной. Она, Премилосердная, всякое благое желание наше исполнит, от всякой беды избавит, всякое горе облегчит. Никто из людей не испытал в сей жизни столько тягчайших бед и скорбей, сколько перенесла Она Матерь Бога нашего; никто поэтому не может более сострадать нам, грешным и беспомощным в наших скорбях и страданиях. С истинно материнскою любовию Она всегда готова предстательствовать за нас пред престолом Сына Своего и Бога нашего и спасать нас грешных от погибели временной и вечной, только бы мы, с своей стороны, постарались заслужить Ее всемощный покров молитвой усердной и жизнью благочестивой. "К молитве, пред иконами или без них, пишет тот же досточтимый пастырь-молитвенник, нужно приступать всегда с полною надеждою на получение просимого, на избавление, например, от скорби, душевной болезни и грехов, потому что и прежде тысячу раз получаема была явная милость от Господа или Владычицы, и не надеяться на получение просимого или сомневаться в слышании молитвы было бы крайним безумием и слепотою".26
Как бы ни тяжела была наша жизнь, какие бы скорби, болезни и лишения ни стали земным уделом нашим, никогда не должно нам впадать в уныние и тем более в отчаяние, грешно думать, что оставлены мы Богом на произвол случая. Как оставлены, когда Сама Матерь Божия являет нам залог благодати в Своей цельбоносной иконе, от коей токи чудес с верою приходящим источаются, когда Она видимо приближается к нам, принимает наши молитвы и подает помощь и утешение. "Если же Она не избавляет нас, говорит знаменитый наш отечественный проповедник, от всех зол и бедствий, то потому, что для многих из нас бедствия и скорби гораздо полезнее радостей и утех земных.
Должно твердо помнить каждому ту истину, что дух благочестия, дух веры и добродетели растет в нас и укрепляется не от богатств и сладостей мирских, а слезами и терпением по Бозе. Посему-то Господь и попускает только немногим из нас обладать многим, а большей части суждено проводить жизнь в трудах и лишениях. Разве бы Он не мог всех и каждого сделать богатым и славным? Может, без сомнения, но не хочет. Почему не хочет? Ужели по недостатку любви к нам? Но можно ли предполагать недостаток любви к нам в Том, Кто положил душу Свою за всех нас на кресте? Нет, предназначив нас не для земли, а для неба, Он видит, что счастье земное было бы в пагубу для нас: одних задержало бы на пути к небесному отечеству, других вовсе ослепило бы и совратило с сего пути; потому и оставляет нас в нуждах и бедности, кои, как строгие приставники, блюдут нас от соблазнов мирских. Теперь мы тяготимся сим состоянием, и с радостию променяли бы его на роскошь и довольство во всем: но когда будем там, когда возвратимся к Нему
в дом отеческий, тогда поймем, как хорошо поступила премудрость Божия, не дав нам наслаждаться счастьем на земле, поймем и возблагодарим Господа за то самое, от чего теперь плачем и воздыхаем".27
Среди бедствий, скорбей и страданий душа очищается, как золото в горниле, укрепляется и возвышается. Скорби временные в земной жизни это средство к избежанию вечных скорбей и к снисканию вечных радостей.
К Ней, Царице Небесной, будем притекать во всех обстоятельствах жизни, со всецелой покорностью воле Божией, с верой и упованием на Ее милосердие. Она, именуемая Радостию Всех Скорбящих, "утолит скорби многовоздыхающей души, укротит гнев Божий, праведно на ны движимый грех ради наших, и избавит нас от всяких нужд и печали!"
18) Храмовой праздник празднуется 23 июля. (Назад)
19) Святые мощи его почивают в Александро-Невской лавре. (Назад)
20) См. статью "Часовня у Стеклянного завода", помещенную в "Севере" за 1888 год в № 39 сентябрьском. Автор статьи пишет: "Народ увидел в прославлении иконы перст Божий, указывающий на убожество часовни, и теперь несет свои доброхотные лепты, на которые и будет сооружен храм. Уже имеется несколько десятков тысяч, собранных на святое дело". (Назад)
21) Книга Екклезиаста, глава 2. (Назад)
22) Цветник Духовный, часть 2.35. (Назад)
23) Икос 8 и конд. 9 Акафиста Богор. Всех Скорб. Радости. (Назад)
24) Благодеяния Богоматери роду христианскому через ее святые иконы. Издательство Тузова (стр. 3 и 4). (Назад)
25) "Русский Паломник" за 1891 г., стр. 484. (Назад)
26) "Русский Паломник" за 1891 г., стр. 484. (Назад)
27) Иннокентий архиепископ Херсонский. Том II, стр. 98-99: Слово на день Казанския иконы Пресвятыя Богородицы. (Назад)
|
|
|