Главная
История       и        Планы
Фотоальбом
Библиотека
Ссылки
Гостевая              книга
Библиотека /
ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ (с грошиками)                Часть 5-я
ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ
Святой Крест


               МОСКОВСКИЙ  ПАТРИАРХАТ

ПАЛОМНИЧЕСКАЯ  СЛУЖБА  ДЛЯ  ИНВАЛИДОВ




СПб ОБО "Общество
Святителя Иоасафа"
 

orthodoxy-inv@narod.ru    




   ЧУДОТВОРНАЯ  ИКОНА       БОЖИЕЙ  МАТЕРИ    ВСЕХ  СКОРБЯЩИХ  РАДОСТИ

(с монетами)

находящаяся в часовне Скорбящей Божией Матери, в г.
С.-Петербурге, на Стеклянном, за Александро-Невской лаврой,
по Шлиссельбургскому проспекту,

И
ОПИСАНИЕ ЧУДЕС ОТ НЕЕ


с приложением точных снимков с иконы, храма и часовни, а также тропарей и молитв

Протоиерей С. С. НАРКЕВИЧ

С.-ПЕТЕРБУРГ, 1993 г.



Печатается по изданию протоиерея С. С. Наркевича,
разрешенному к печати протоиереем Философом Орнатским
3 ноября 1905 г.










ЧАСТЬ  ПЯТАЯ:





IX
СКОРБЯЩЕНСКАЯ  НА  СТЕКЛЯННОМ  ЦЕРКОВЬ В  г.  С.-ПЕТЕРБУРГЕ 18

Господи, Господь наш! Как чудно имя Твое! Как неиспытаны суды Твои и неисследованы пути Твои! (Пс. VIII).





ень прославления святой иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости (23 июля 1888 года) был днем проявления особенного промышления Божия о духовных нуждах жителей ближайшей к Скорбященской часовне местности - селения бывшего в то время здесь Императорского Стеклянного завода. Царица Небесная в этот день распростерла над ними Свой вышний покров. До 1882 года селение это составляло часть прихода Скорбященской Надворотней церкви, помещающейся над воротами Александро-Невской лавры. Уже и тогда для населения Стеклянки не без затруднений было посещение своего приходского храма и удовлетворение в нем своих религиозных потребностей: их селение отделяло от храма большое пространство, занятое нежилыми зданиями многочисленных хлебных амбаров Александро-Невской лавры, где проходить небезопасно было в то время не только ночью, но и вечером. Эти неудобства для Стеклянского населения еще более увеличились, когда хлеботорговцы Калашниковской пристани соорудили на самом берегу Невы новый величественный приходский храм. Замечательно, что храм этот, предназначенный к замене прежней приходской Скорбященской церкви, заложен был храмоздателями в честь Богоматери Всех Скорбящих Радости, но когда постройка, затянувшаяся на очень долгое время, была наконец окончена в 1882 году, то освятили его во имя благоверных князей Бориса и Глеба.
Посвятить  им  вновь  построенный  храм  побудило  то  обстоятельство,  что  святые  князья-страстотерпцы  в  1240 г.  явились   на   Неве   плывущими   в   лодке   и   изъявили   готовность  помочь  сроднику  своему  святому  благоверному  князю  Александру  Невскому19  в  его  борьбе  со  шведами, преграждавшими Православной России путь к воздействию на течение общеисторической жизни человечества. В новом храме даже не устроено было и придела во имя Скорбящей Божией Матери. Приход Скорбященский переименован был в Борисо-Глебский, Скорбященская Надворотная церковь перешла в ведение Лавры.
От жителей селения Импер. Стеклянного завода тогда еще дальше стал центр приходской жизни  —  храм Божий.  По его отдаленности еще затруднительнее стало для них удовлетворение их религиозных потребностей. Хотелось, конечно, им иметь у себя в селении храм Божий, но по своей бедности они не могли и мечтать о создании его на собственные средства. Помощь им явилась свыше от Господа и Пречистой Девы. В 1888 году 23 июля прославлена была у них в часовенке икона Божией Матери Всех Скорбящих Радости, сделавшаяся источником многих чудес и благодатных исцелений. Вскоре поэтому явилась мысль освятить это место проявления Божьего всемогущества и милосердия построением подле часовни Скорбященской церкви.  Обильно  полились  пожертвования  на  это  святое  дело  со  всей  необъятной  Руси  святой. 20  Государь  Император,  вскоре  же  после своего личного посещения часовни в 1893 году, соблаговолил пожертвовать необходимый для построения храма прилегающий к часовне участок земли, принадлежавший, как и вся земля в селении Стеклянного завода, Кабинету Его Императорского Величества.
В пять лет сооружена была подле самой Скорбященской часовни великолепная Скорбященская на Стеклянном церковь с приделом во имя Святителя Николая и Св. пророка Ильи.
Скорбященская на Стеклянном церковь и часовня
Скорбященская на Стеклянном церковь и часовня
Спустя несколько  месяцев  по  освящении  сей церкви,  в  том  же  1888  году,  вновь открыт  был  в  столице  приход Скорбященской   церкви;   к   нему отделена   была   окраина 
Борисо-Глебского   прихода   за Обводным  каналом  —  селение бывшего Императорского Стеклянного завода. Радости жителей его не было границ, когда они увидели у себя новый храм, так давно ими желанный, но о построении коего десять лет назад не могли даже и мечтать. Храм этот имеет в длину 18 сажень и в ширину 11 сажень и рассчитан на 800 - 1200 человек. По своей архитектуре он напоминает шатровые храмы Московской Руси XVI - XVII веков; постройка его обошлась больше 200 тысяч деньгами, не считая вещественных пожертвований строительными материалами и утварью. По наружному виду, по внутреннему благолепию и обилию света Скорбященская на Стеклянном церковь по справедливости принадлежит к лучшим храмам г. С.-Петербурга, с особенным усердием и любовию посещаемым населением всей столицы.
Не говоря уже о праздниках, и в будничные дни он бывает переполнен молящимися. Многие издалека сюда приходят, чтобы очистить свою совесть покаянием и приобщением святых Тела и Крови Христовых за Божественной Литургией. Ежедневно десятки и сотни детей, здоровых и больных также причащаются здесь святых Тайн. Молящиеся в сем храме невольно преисполняются чувствами живейшей радости и благоговейного страха, при мысли о том, что здесь, на этом самом месте, совершилось столь дивное и для всех очевидное проявление всемогущества Божия, что здесь открылся новый неиссякаемый источник благодатных утешений и исцелений для всех, удрученных скорбями и недугами.

Проект часовни.

В ближайшем будущем предполагается приступить к постройке подле храма на месте нынешней тесной убогой деревянной  —  более просторной и благолепной каменной часовни. Намечен уже и проект сей часовни в стиле самого храма, собираются на этот предмет пожертвования от почитателей святыни как денежные, так равно и строительными материалами.
Владычице, прими молитвы раб Твоих, и избави нас от всякия нужды и печали!







X
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодати залог восхотевши дати роду нашему, цельбоносную икону явила еси нам, Богомати, от нея же токи чудес с верою приходящим источаются, недузи врачуются и скорби утоляются.
( 12 кондак Акафиста )








емная жизнь, по учению святых отцов,  это юдоль плача,  скорбей и болезней.  Нет и не было на земле ни одного человека,  который не испытал бы скорбей и несчастий.  От них не свободны ни богатые,  ни знатные.  Куда ни посмотрите,  везде встретите заботы,  труды,  лишения,  болезни  и  горе.  Возьмите  самого  счастливого
по-видимому  человека,  и  он  скажет  вам,  что  не  знает  полного  счастия.  Вот  что  говорит  о  земных  благах  премудрый  Соломон:  "Я  был  царь,  обладал  богатством,  какого  не  имел  никто;  все,  чего  только  желал  я,  имел;  премудрости  моей  все  удивлялись;  слава  моя  распространилась  по  всей  земле;  но  я  познал  и  уразумел,  что  все  земное  суета  суетствий".21  Святой Иоанн Златоуст говорит: "Как  невозможно  человеку  не  испытать  смерти,  так  и  прожить  без  скорбей". Святой Ефрем говорит: "Как  живущему  на  земле  невозможно  избегнуть  этого  воздуха;  так  человеку,  живущему  в  этом  мире,  невозможно  не  быть  искушенным  скорбями  и  болезнями.22  Все  житие  наше  на  земле  болезненно  и  печали  исполнено  от  клеветы,  досаждения,  укорения  и  иных  многовидных  бед  и  напастей:  немощствует  бо  тело,  изнемогает  и  дух  наш...  Всякая  житейская  в  мире  семь  сладость,  печали  бывает  причастна:  слава  не  стоит,  богатство  мимо  течет,  лепота  и  здравие  увядают,  друзи  и  искренний  смертью  отъемлются".23
Кто же утешит и избавит нас от всех бед и скорбей? Пресвятая Богородица  —  Матерь всех христиан.  К  Ней, Всех Скорбящих Радости,  какая бы скорбь ни постигла нас,  мы должны обращаться с теплой,  сердечной молитвой за помощью и утешением.  Никто, притекающий к ней с верой и упованием, не оставался не услышанным. Ко всем и каждому спешит Она, Всемилостивейшая Матерь Бога нашего, с помощью и утешением. Она внимает усердным молениям даже и иноверцев и подает им по вере их облегчение во всех их скорбях, бедах, болезнях и лишениях. Она постоянно предстоит пред престолом Сына Своего и, как Матерь Божия и Матерь Милосердия, ходатайствует за всех христиан. Ясным и неопровержимым доказательством того, что Царица Небесная не оставляет нас Своим заступлением, служат  святые  иконы  Богоматери,  в  течение  веков  источающие  бесчисленные  чудеса,  в  числе  их  и  в  наши  дни  прославленная  великими  знамениями  и  чудесами  икона  Божией  Матери  Всех  Скорбящих  Радости.24
Припоминая себе те великие милости, коих удостоились у сего чудотворного образа облагодетельствованные Царицей Небесной, невозможно не преисполниться чувством живейшей радости о Господе и не убедиться воочию, сколь благотворно для нас призывание в молитвах Богоматери и св. угодников Божиих и почитание их святых икон. Вот что пишет об этом всем известный протоиерей Отец Иоанн Сергеев (Кронштадтский) в своем дневнике: "Если вас кто спросит, зачем вы молитесь иконам бездушным, какая вам от них польза?  —  скажите, что от икон наших мы несравненно более получаем пользы, чем от самого доброго и благотворительного человека; скажите, что от икон приходит всегда благодатная сила и помощь душам вашим, избавляющая вас от грехов, скорбей и болезней, особенно же от икон Спаса и Богоматери; что одно сердечное с верою воззрение на них, как на живых и близ нас находящихся, спасает от лютых скорбей и мраков душевных; что если прикосновение к ризам Спасителя и платкам Апостолов делало больных здоровыми, то тем более лики Спасителя и Богоматери сильны исцелить верующих от всякой скорби".25
Итак, когда постигнет нас какая-нибудь скорбь и нужда, грехи ли будут тяготить нашу душу, тоска ли будет одолевать нас, не будем отчаиваться; но поспешим с умилением, раскаянием и слезами прибегнуть к Царице Небесной. Она, Премилосердная, всякое благое желание наше исполнит, от всякой беды избавит, всякое горе облегчит. Никто из людей не испытал в сей жизни столько тягчайших бед и скорбей, сколько перенесла Она  —  Матерь Бога нашего; никто поэтому не может более сострадать нам, грешным и беспомощным в наших скорбях и страданиях. С истинно материнскою любовию Она всегда готова предстательствовать за нас пред престолом Сына Своего и Бога нашего и спасать нас грешных от погибели временной и вечной, только бы мы, с своей стороны, постарались заслужить Ее всемощный покров молитвой усердной и жизнью благочестивой. "К молитве, пред иконами или без них, пишет тот же досточтимый пастырь-молитвенник, нужно приступать всегда с полною надеждою на получение просимого, на избавление, например, от скорби, душевной болезни и грехов, потому что и прежде тысячу раз получаема была явная милость от Господа или Владычицы, и не надеяться на получение просимого или сомневаться в слышании молитвы было бы крайним безумием и слепотою".26
Как бы ни тяжела была наша жизнь, какие бы скорби, болезни и лишения ни стали земным уделом нашим, никогда не должно нам впадать в уныние и тем более  —  в отчаяние, грешно думать, что оставлены мы Богом на произвол случая. Как оставлены, когда Сама Матерь Божия являет нам залог благодати в Своей цельбоносной иконе, от коей токи чудес с верою приходящим источаются, когда Она видимо приближается к нам, принимает наши молитвы и подает помощь и утешение.  —  "Если же Она не избавляет нас,  —  говорит знаменитый наш отечественный проповедник,  —  от всех зол и бедствий, то потому, что для многих из нас бедствия и скорби гораздо полезнее радостей и утех земных.
Должно твердо помнить каждому ту истину, что дух благочестия, дух веры и добродетели растет в нас и укрепляется не от богатств и сладостей мирских, а слезами и терпением по Бозе. Посему-то Господь и попускает только немногим из нас обладать многим, а большей части суждено проводить жизнь в трудах и лишениях. Разве бы Он не мог всех и каждого сделать богатым и славным? Может, без сомнения, но не хочет. Почему не хочет? Ужели по недостатку любви к нам? Но можно ли предполагать недостаток любви к нам в Том, Кто положил душу Свою за всех нас на кресте? Нет, предназначив нас не для земли, а для неба, Он видит, что счастье земное было бы в пагубу для нас: одних задержало бы на пути к небесному отечеству, других вовсе ослепило бы и совратило с сего пути; потому и оставляет нас в нуждах и бедности, кои, как строгие приставники, блюдут нас от соблазнов мирских. Теперь мы тяготимся сим состоянием, и с радостию променяли бы его на роскошь и довольство во всем: но когда будем там, когда возвратимся к Нему  —  в дом отеческий, тогда поймем, как хорошо поступила премудрость Божия, не дав нам наслаждаться счастьем на земле, поймем и возблагодарим Господа за то самое, от чего теперь плачем и воздыхаем".27
Среди бедствий, скорбей и страданий душа очищается, как золото в горниле, укрепляется и возвышается. Скорби временные в земной жизни это средство к избежанию вечных скорбей и к снисканию вечных радостей.
К Ней, Царице Небесной, будем притекать во всех обстоятельствах жизни, со всецелой покорностью воле Божией, с верой и упованием на Ее милосердие. Она, именуемая Радостию Всех Скорбящих, "утолит скорби многовоздыхающей души, укротит гнев Божий, праведно на ны движимый грех ради наших, и избавит нас от всяких нужд и печали!"





18)Храмовой праздник празднуется 23 июля. (Назад)
19)Святые мощи его почивают в Александро-Невской лавре. (Назад)
20)См. статью "Часовня у Стеклянного завода", помещенную в "Севере" за 1888 год в  № 39 сентябрьском.  Автор  статьи  пишет: "Народ  увидел  в  прославлении  иконы перст  Божий,  указывающий  на  убожество  часовни,  и  теперь  несет  свои  доброхотные  лепты,  на  которые  и  будет  сооружен  храм.  Уже  имеется  несколько десятков тысяч, собранных на святое дело". (Назад)
21)Книга  Екклезиаста,  глава  2. (Назад)
22)Цветник  Духовный,  часть  2.35. (Назад)
23)Икос 8 и конд. 9 Акафиста Богор. Всех Скорб. Радости. (Назад)
24)Благодеяния Богоматери роду христианскому через ее святые иконы. Издательство  Тузова  (стр.  3  и  4). (Назад)
25)"Русский Паломник" за 1891 г., стр. 484. (Назад)
26)"Русский Паломник" за 1891 г., стр. 484. (Назад)
27)Иннокентий архиепископ Херсонский.  Том II, стр. 98-99: Слово на день Казанския иконы Пресвятыя Богородицы. (Назад)









Каталог Православное Христианство.Ру
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU
Pagez.ru - страницы А.Лебедева
Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz